Добро пожаловать на официальный сайт
г.Гродно ул. Врублевского, 74 8 0152 447460 ds54@lengrodno.by
РУ БЕ EN

Страничка учителя-дефектолога

Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так « без костей »? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонки целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

 Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

   Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

  Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

   Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. 

"Раз речь не ясна, она не достигнет своей целиАристотель.

Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов, ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивать уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

- расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

- речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Если родители были чутки к своему ребёнку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребёнок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж. Но практика часто показывает противоположные результаты, родители очень часто, не уделяют своему ребенку должного внимания, они куда-то спешат, опаздывают… и им совсем некогда поговорить, рассказать, объяснить, ребенку что-то новое и интересное. И, к сожалению, очень часто мы можем услышать от родителей фразу в адрес «разговорившегося» малыша, - «Сядь, молчи и не болтай!». А ведь именно дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.   

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга.

Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Вот, например игры и упражнения, которые можно использовать родителям в домашних условиях.

Игра "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Вам понадобится картинный материал и вопросы. Задайте ребенку следующие вопросы: - Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). Что делает щенок? Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку" Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение "Загадки" Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он овальный, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное и т.д. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

В первую очередь родителям нужно обратить внимание:

1) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение разговорного языка, становления и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

 

Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-дефектолог, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.

К специалисту нужно обратиться, если…
Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?»
В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням».
Отоларинголог установил снижение слуха.
Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
Имеется расщелина нёба, губы («заячья губа», «волчья пасть»).
Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
В 2 года ребёнок не разговаривает.
В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
В 3 года у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
Ребёнок просовывает язык между зубами.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
Ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, а также совсем не рассказывает собственных историй (при этом ошибки в предложениях, проблемы со «сложными» звуками – норма);
В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Малыш «захлёбывается» речью, торопится высказать свои мысли.
Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»), ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, или допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Помощь учителя-дефектолога также необходима в том случае, если с началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-дефектолог в детском саду, школе или в поликлинике.

Учитель-дефектолог поможет:
скорректировать произношение. В частности, логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Учитель-дефектолог в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (неспособность к письму).

Каб навучыцца правільна, чыста і выразна размаўляць на роднай мове дзецям неабходна чуць правільнае і прыгожае маўленне. Вершы беларускіх паэтаў і малыя формы вуснапаэтычнай творчасці з'яўляюцца найлепшым сродкам для адпрацоўкі ў дзяцей правільнага вымаўлення беларускіх гукаў, дакладнай дыкцыі, галасавога апарату.

Слуханне і выразнае расказванне мастацкіх твораў уплывае на фарміраванне правільнага вымаўлення гукаў ў самастойным звязным маўленні, развівае маўленчы слых і маўленчае дыханне, адпрацоўвае уменне выкарыстоўваць умераны тэмп і выразныя інтанацыі.

Вершаваная пабудова твора дапамагае дзіцяці расказваць яго без асобых намаганняў, захоўваючы пэўны рытм. Рыфма палягчае запамінанне паэтычнага твора, спрыяе дакладнаму і правільнаму вымаўленню гукаў.

Адзначу, што патрэбна выкарыстоўваць вершы толькі ў тым выпадку, калі гук у дзіцяці ўжо пастаўлены, але ѐн не ў дастатковай ступені аўтаматызаваны і замацаваны.

Работу па замацаванні правільнага вымаўлення гука можна планаваць як уранку, так і ў другую палову дня. 

Разам з тым, вершы пашыраюць уяўленні дзіцяці аб навакольным свеце, спрыяюць развіццю ў дзіцяці інтанацыйнай выразнасці маўлення.

Шыпячыя, санорныя, свісцячыя гукі часцей за астатнія вызываюць ў дзяцей цяжкасці вымаўлення. Вершаваныя творы з гэтымі гукамі дапамогуць Вам замацаваць іх правільнае вымаўленне.

Гукі Ш, ДЖ, Ч, Ш, ШЧ

На шашы і ля шашы

Што хвіліны на шашы

Шумна, як на кірмашы.

Шоргат,

Шорах,

Шум птушыны.

За машынаю машына.

Нешта шэпча

Шына шыне.

Шпак шыкуе

На шыпшыне.

А пад шатамі ў цішы

На ляшчыне спарышы.

У капелюшы спарыш,

Пашукай спарыш, малыш!

Шпарка па шашы ў кашы

Пашыбуюць спарышы.

Шэпча шустрая шаша:

-- не спяшайцеся, ша-ша.

 Р. Барадулін

Воўк

Хвошча, хвошча дождж,

Воўк схаваўся ў хвошч.

Хвост пад хвашчом,

А сам пад дажджом.

 В. Вітка

Пасярод двара

Пасярод двара – гара,

На вяршэчку – сані.

А хто што дастане –

Гаварыце самі.

Сонечка – саначкі,

Верачка – вяровачку,

А малы Іваначка –

Скорагаворачку.

 В. Вітка

Снегам шорсткім, свежым

Заваліў дарожкі снежань.

 М. Пазнякоў

Па шумлівай, вірлівай шашы

Трыццаць тры самазвалы прайшлі.

 М. Пазнякоў

Мяшкі вавѐрка восенню пашыла,

Грыбоў, арэхаў, шышак насушыла.

 М. Пазнякоў

Мышка ў шалашы

Сенам шапаткім

У шалашы,

Мышка шустрая,

Уночы не шуршы.

 М. Пазнякоў

- Чапля чорная ўначы

Дзюбу чысціла ў руччы.

- Чорных чапляў не быва!

- А ты слухай і маўчы!

Бо навокал крумкачы

Заспявалі: чы-чы-чы!

-Крумкачы так не спяваюць!

- А ты слухай і маўчы!

Пад ялінкаю квачы

Зайкам мазалі лычы.

- Дык зайцы ж лычоў не маюць!

- - А ты слухай і маўчы!

 С. Сокалаў-Воюш.

Мой дружок

Сеў дружок мой

На лужок,

На ўзлесак-беражок,

З’еў дружок мой

Піражок

І зайграў сабе

Ў ражок.

Туі звяры, пачуўшы, выйшлі, Селі побач

У кружок.

 С. Валодзька.

Гукі Р, Л

Рак

Рак поўз паўз барак,

Сустракае рака грак:

--Здароў, рак, дай руку,

У раку завалаку

В. Вітка

Кобра

Улавілі кобру,

Пасадзілі ў торбу.

Калі ў торбе кобра –

Гэта вельмі добра.

 В. Вітка

Скача грак

Так і сяк

Наўскасяк

Скача грак

Кракавяк

 

Скача так

З грачыхаю,

Што шпак

Ад пылу чыхае.

 Ул. Скарынкін

Крот

Хадзіў певень на падворку

І знайшоў скорагаворку:

Падрыў крот

Крывы плот,

Рые норку

Ў агарод.

 

Трэ пастрашыць недарэку:

--Ку-ка-рэ-ку! Ку-ка-рэ-ку!

 

Затаіўся ў норцы крот –

Як зямлі набраў у рот.

 В. Вітка

Летам Тамара

Гербарый сабрала

 М. Пазнякоў

Караліна Валеру

Падарыла акварэлі,

А Валера Караліне

Падарыў букет вяргіняў.

 М. Пазнякоў

Вырасцілі Фрол і Лора

Боб, фасолю, памідоры.

 М. Пазнякоў

Расцвілі ў бабулі Фросі

Гладяѐлусы і флѐксы

 М. Пазнякоў

Забялела грэчка ў полі,

Загулі над грэчкай пчолы.

 М. Пазнякоў

Рэк закрыўшы берагі,

Красавік заліў лугі.

 М. Пазнякоў

Крочыць водарным верасам

Шчодры, радасны верасень.

 М. Пазнякоў

Вецер рад у лістападзе

Пагуляць у голым садзе.

 М. Пазнякоў

Варона

Выхвалялася варона:

--Я жыву ў зялѐнай кроне клѐна.

Хутка восень завітала,

Крона клѐна голай стала.

 М. Пазнякоў

Акуляры

У Варвары – акуляры,

Акуляры да твару Варвары.

 М. Пазнякоў

Бандэроль

Бандэроль брат Браніслаў

Барысу з Браслава прыслаў.

 М. Пазнякоў

Варона

-- Кар-р! Кар-р-равул! –

Закаркала варона.—

На др-р-рэва лезе Р-р-рома.

Тр-р-рэба Р-р- Рому р-ратаваць,

Бо зваліцца не мудр-р-рона

І руку зламаць.

 М. Пазнякоў

Гукі С, З, Ц

Повен хлявец

Белых авец.

Добра жывецца,

Лѐгка жуецца.( Зубы.)

 В. Вітка

За тры вазы дзеразы

Купіў тата тры казы.

А ці кожнаму вядома –

Па чым козы ішлі дадому? ( па дарозе, па зямлі)

 В. Вітка

Шэсцьдзесят

Сарачанят

Пагуляць зайшлі

Ў дзетсад.

 В.Вітка

Зай на ўслончыку сядзеў,

Зай на вуліцу глядзеў.

Пагуляць Зай папрасіўся.

Дзед падумаў,

Пагадзіўся.

 В. Лукша

Ежедневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи.

Это:

* неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

* изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

* незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);

* ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);

* неправильная форма сравнительной степени прилагательных (хужее, твердее, близее);

*неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);

 * отсутствие в личных местоимениях начального звука [н] в косвенных падежах (у ей, к ему, с  ими).

    Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

   Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка.          

  Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.                     

       Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично!

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

Интернет-ресурсы: