Добро пожаловать на официальный сайт
г.Гродно ул. Врублевского, 74 8 0152 447460 ds54@lengrodno.by
РУ БЕ EN

Страничка музыкального руководителя

Об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению

    Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

     Но мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо мало подвижное, дыхание слабое, поверхностное), и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

   Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения.

      Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его  от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение ("пение-крик") ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

     Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. 

    Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже с детьми в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

    А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. Учёные - исследователи считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

    О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги - практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.С. Маркова и др., предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

   Для того чтобы научить детей петь правильно, сформировать у них основные певческие навыки и не принести серьёзный ущерб голосу вы должны понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поёт ребёнок и как его нужно поправить.

    Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большенство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте от 4-5 лет детские голоса звучат ненапряжённо, естественно в пределах ре-си первой актавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующая охране голоса и слуха ребёнка. Дети в возрасте 4-5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Распевки "разогревают" певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

     Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.    
Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

-пойте не громко;

-пойте не очень быстро и не слишком медленно;

-пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо;

-пойте чаще;

-разучивайте песни "с голоса"; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

-помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.

 Кожны народ мае свае самабытныя гульнi, якiя адлюстроуваюць яго характар, старажытныя звычаi i традыцыi. I беларускi народ тут не з*яуляецца выключэннем. У яго есць свае любiмыя гульнi,што захоуваюцца i перадаюцца з пакалення у пакаленне. Яны цесназвязаны з бытам i працоунай дзейнасцю людзей, клiмата-геаграфiчным становiшчам рэспублiкi, яе прыродным асяродзем.

    Як правiла, БНГ – рухавыя. Яны вызначаюцца багацем разнастайных уздзеянняу на арганiзм дзяцей, фармiруюць у iх неабходныя фiзiчныя навыкi. Адны з гульняу маюць пэуныя традыцыйныя нормы i слоунае афармленне, што ператварае iх у сваеасаблiвае драматызаваннае дзеяннi. У другiх строга размяркоуваюцца ролi усiх удзельнiкау, слова у iх з*яуляецца сiгналам да нейкага дзеяння.

   Акрамя сюжэтна-ролевых, сустракаюцца i гульнi-карагоды, дзе арганiчна спалучаюцца словы, рухi, песнi, народныя мелодыi. Усе гэта, безумоуна, садзейнiчае выхаванню у дзяцей цiкавасцi да беларускай народнай творчасцi, да роднаймовы.

   Змест гульняу легка засвойваецца, а прастата i варыятыунасць правiлау, нескладанасць iнвентару робяць iх даступнымi для правядзення у самых разнастайных умовах.

     Такiм чынам, народныя гульнi у комплексе з iншымi выхаваучымi сродкамi уяуляюць аснову для фармiравання у дзяцей неабходных фiзiчных якасцей i навыкау, выхаванне у iх нацыянальнай свядомасцi i цiкавасцi да гiсторыi i культуры свайго народа.

    Педагогу неабходна памятаць, што гульня – гэта асноуная форма дзейнасцi дзяцей. У ей спалучаюцца два надзвычай важныя фактары: з аднаго боку, дзецi уключаюцца у практычную дзейнасць, развiваюцца фiзiчна, прывыкаюць самастойна дзейнiчаць, прымаць рашэннi; здругога – яны атрымлiваюць маральнае i эстэтычнае задавальненне, знаемяцца з народнымi традыцыямi i культурай,  лепш пазнаюць навакольнае асяродзе, а усе гэта, разам узятае, спрыяе выхаванню усебакова развiтай асобы дашкольнiка.

   «Мiхасiк»

        Мэта гульні: развіццё спрыту, увагі.

   Для правядзення гульні па крузе ставяцца шэсць пар «лапцей». Семь удзельнікаў гульні размяшчаюцца вакол «лапцей», водзяць карагод пад музыку, а вядучы ў гэты час прамаўляе словы:

      «Ты, Мiхасiк, не зявай, Лапоточкi  абувай!»

            Пасля гэтых слоў, музыка спыняецца, а удзельнікі гульні імкнуцца хутчэй абуць «лапці ». Дзіця, якое засталося без «лапцей», выбывае з гульні. Прыбіраецца адна пара «лапцей», і гульня працягваецца да таго часу, пакуль застанецца адно дзіця. Ён і лічыцца пераможцам.

«Вожык і  мышы»

    Усе дзеці разам з гульцамі-мышамі становяцца ў круг. Вожык-ў цэнтры круга. Па сігнале ўсе ідуць направа, вожык - налева.

    Гульцы прамаўляюць словы:

Бяжыць вожык — тупу-туп,

Весь калючы, гостры зуб!

Вожык-вожык, ты куда?

Ад якой бяжыш бяды?

    Пасля гэтых слоў усе спыняюцца. Па сігналу да вожыку падыходзіць адзін гулец і кажа:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі луп-луп!

Чуе Вожык - усюды ціш,

Чу! .. Скрабецца Ў лісцемыш!

    Вожык імітуе руху: асцярожна ходзіць, прыслухоўваецца. Мышы ў гэты час бегаюць за кругам.

    Вядучы кажа:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

     Мышкі бегаюць па крузе, выбягаючы  за круг. Вожык іх ловіць (засмучала).

    Гульцы хутка прысядаюць і апускаюць рукі. Мышка злоўленая: яна ў пастцы. Такім чынам, гульня паўтараецца некалькі разоў.

    Правілы гульні. Усе дзейнічаюць  дакладна ў адпаведнасці з тэкстам. Вожык засмучала мышэй, злёгку дакрануўшыся да іх рукой. Заплямленая мышка адразу выходзіць з гульні.

«ГРУШКА»

     Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

 Мы пасадзім грушку — Вось так, вось так!

Няхай наша грушка         Расце, расце

Вырастай ты, грушка,     Вось такой вышыні;

Вырастай ты, грушка,      Вось такой шырыні;

Вырастай ты, грушка,    Вырастай у добры час!

Патанцуй, Марылька,     Пакружыся ты для нас!

А мы гэту грушку  Усе шчыпацьбудзем.

Ад нашай Марылькі   Уцякацьбудзем!

   Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэтугрушкуусешчыпацьбудзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.

«ВЯСЁЛЫ БУБЕН»

     Усе дзеці разам  становяцца ўкруг.Вядучытрымае у руках бубен. Пад музыку дзецiрухаюцца па крузеiспяваюць:

«Ты кацiсь вясёлы бубен,

Хутка, хутка, па рукам.

У каго застауся бубен,

Той, цяпер сыграе нам»

    Пад музыку дзецi перадаюць бубен па крузе. На ком спынiлася музыка, той выходзiць у цэнт круга  iiграерытмiчнапад музыку.

    Гульня праводзiца некалькi раз.

Чем обычно занимаются дети в садике? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить. Логопедическая ритмика, или логоритмика, — это возможность заниматься всем этим сразу, развивая моторику, речь, слух и умение двигаться координированно. Чем и почему полезна логоритмика и как ею заниматься дома?

    В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика?

 Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

   Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

   По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает малышу легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

   Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

Для кого она будет полезна?

    Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;

  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

  • часто болеющим и ослабленным;

  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

    В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 0 до 2 с половиной лет

      Читайте малышу стишок или потешку, одновременно ритмично хлопая в ладоши. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно делать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

     В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

«Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап… А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…»

Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев),

Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы — в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются),

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх).

«Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо (качаем поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево).

Ветерок все тише, тише (медленно покачиваем руками).

Деревца все выше, выше (тянемся вверх на носках, руки подняты вверх).

«Вьюга» (развитие речевого дыхания)

Вы говорите: «Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «У-у-у…»

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил.

«Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

«Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон — подходит все, что может издавать ритмичные удары.

Более сложный уровень: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

«Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

Подготовьте картинки со схематичными изображениями двигающихся человечков. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать — главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

Как заниматься дома?

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. Сначала текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Когда он сможет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, путь проявляет инициативу.

  2. Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

  3. Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика приносит удовольствие! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. Словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

  4. Мастерство нужно оттачивать. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

  5. Внимательно подбирайте музыку. Для медленной части занятий подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной — марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Запаситесь детскими песенками и записями звуков природы.

  6. Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное — соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном простор фантазии не ограничен.

  7. Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

  8. Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное. 

 2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. 

 3. Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.   

4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. 

 5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Например, «Детский альбом» П.И. Чайковского. Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. Так, например, С. С. Прокофьева назвал альбом для детей  «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.   В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. Маленьким слушателям будут близки и понятны пьесы  С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир». 

 6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается». 

 7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. 

8. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера концертного зала, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно. 

 9. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Уважаемые родители, давайте  вместе с Вами попытаемся ответить на вопросы:
1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Музыкальные занятия повышают общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Чем и зачем мы занимаемся с детьми в детском саду на музыкальных занятиях?
Слушание:
- воспитывает интерес и желание слушать музыку;
- формируются основы музыкальной культуры;
 Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Пение:
- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- обогащение словаря ребенка, тренировка более четкой артикуляции;
- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений;
- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
- пение в группах развивает способность работы в команде.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.  Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Музыкально - ритмические движения:
- развивают  музыкальный слух и чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки.
Игра на музыкальных инструментах:
- способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Что дети приобретают на музыкальных занятиях:
 - Воспитание характера, уверенности в себе без риска и травм;
 - Развитие навыков общения;
 - Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
 - Выявление новых черт характера.
Всем давно известно, что основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье. И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Интернет-ресурсы: